Португалия – ориентир развития? |
О стране - Политика, экономика, экология |
24 февраля 2005 Известия о жизни Португалии редко появляются в информационном пространстве России. Эта десятимиллионная республика, расположенная на Пиренейском полуострове, лежит на периферии и мировой и европейской политики. Объем торгового сотрудничества Португалии с Россией невелик. В наших магазинах можно встретить лишь традиционные товары пищевой промышленности Португалии – маслины, сардины и, конечно же, портвейн. Тем не менее, эта страна с легкой руки советника президента России по экономике Илларионова некоторое время назад стала ориентиром, на который, по мнению маститого экономиста, должна равняться наша страна по темпам роста валового внутреннего продукта. Споры о том, когда Россия сможет достичь уровня развитии Португалии, выглядят как очевидный парадокс: Россия даже после распада Союза ССР является самым большим по территории государством, тогда как Португалия – некогда могущественная колониальная империя, сегодня занимает всего-то 92 тыс. кв. км. И все-таки в чем-то политические судьбы России и Португалии похожи. Монархия в Португалии была свергнута на семь лет раньше России – в 1910 году. Но большую часть ХХ столетия (с 1926 по 1974 годы) эта страна прожила в условиях жесткой военной диктатуры. Апрельская революция 1974 года, названная, между прочим, еще за тридцать лет до событий в Грузии революцией гвоздик , коренным образом изменила парадигму политического развития этого европейского захолустья . Португалия постепенно избавилась от остатков своих колониальных владений. Последняя колония империи, простиравшейся когда-то от Бразилии до Индонезии, – Макао перешла под юрисдикцию Китая в 1999 году. С некоторыми из этих бывших колоний, например, Мозамбиком и Анголой, еще Советский Союз успел достаточно прочно поработать, пытаясь направить их на путь социалистического строительства. Сама же Португалия, пройдя период национализации социалистами ведущих отраслей экономики и аграрную реформу, в конце концов, перестала болеть левым уклоном и предпочла проводить умеренную рыночную стратегию. Ей удалось урегулировать и проблему внутреннего сепаратизма путем предоставления особого статуса Азорским островам и Мадейре. Существенным стимулом экономического развития стало вступление с 1 января 1986 года в члены ЕС. Именно после этого экономические показатели Португалии резко выросли. В период с 1986 по 1990 годы средний прирост ВВП составлял 4,8 %. Этот показатель лишь по меркам СНГ выглядит скромно, в ЕС же он был одним из самых высоких. Но на рубеже тысячелетия темпы экономического роста существенно снизились, сначала до 3,1 % в 1999 году, а затем и до 1,2 % в году минувшем. В результате показатели жизненного уровня населения в Португалии гораздо ниже, чем в ряде других государств Западной Европы. Экономика по сути дела и является основной сферой, вокруг которой ведется современная партийно-политическая борьба в Португалии. Несмотря на наследство долгих десятилетий диктатуры Салазара, здесь нет существенных политических симпатий к наследникам той идеологии. Правые партии вообще в последнее десятилетие набирают на выборах 0,22-1,1 % голосов избирателей. Позиции коммунистов несколько более устойчивы, но и эти силы, представленные сразу несколькими партиями, максимум собирают 10-12 % голосов. На политическом поле главенствуют центристские и левоцентристские политические партии. Формально Португалия является так называемой полупрезидентской республикой, где глава государства избирается на всеобщих выборах. Но, в отличие от классической французской модели, кандидатов в президенты выдвигают в Португалии отнюдь не партии, а группы избирателей. Зато партии главенствуют на парламентских выборах. Парламент Португалии – однопалатная Ассамблея Республики, избирается на четыре годы на основе пропорционального партийного представительства. Причем принцип партийного представительства последовательно проводится не только при определении результатов выборов, но и при формировании парламентских структур. Представительство депутатов от политических партий в любой комиссии парламента должно быть пропорционально количеству их мандатов в легислатуре. Главу правительства назначает президент после согласования с политическими партиями, представленными в парламенте. Других членов кабинета назначает также глава государства, но по предложению премьер-министра. Таким образом, в Португалии введено партийное правление, и судьба кабинета зависит от расклада партийных сил в парламенте. В 2004 году в Португалии произошла цепь знаковых событий. В марте на всеобщих выборах в парламент Социал-демократическая партия Жозе Мануэля Баррозу получила 105 мест, ее союзник – консервативная Народная партия – 14. Таким образом, эта правоцентристская партийная коалиция завоевала незначительное большинство в парламенте, но это, тем не менее, дало ей право на формирование правительства. Вскоре премьер Баррозу вынужден был покинуть этот свой пост в связи с его назначением главой Еврокомиссии. Новым главой кабинета стал Педру Сантана Лопес, ранее занимавший пост мэра столицы Лиссабона. Решение о его назначении лидером правящей Социал-демократической партии и, соответственно, главой правительства, было единогласно принято 11 июля на заседании Национального совета партии. П. С. Лопес должен был быть премьером Португалии оставшиеся 2 года срока Ж. Барросу на посту главного еврокомиссара. Но продержался он на этом посту всего четыре с небольшим месяца. Неожиданно указом от 1 декабря 2004 г. президент Португалии Жоржи Сампайю (представитель Социалистической партии) распустил парламент. Как сообщилось из-за отсутствия обязательных политических условий , в которых премьер-министр мог бы эффективно управлять страной. Правительство Португалии во главе с премьер-министром вынуждено было объявить об уходе в отставку. Досрочные выборы в парламент страны были назначены на 20 февраля 2005 года. В результате состоявшихся в минувшее воскресенье выборов в парламент Португалии, политический кризис нашел свое разрешение. Правящая Социал-демократическая партия потерпела сокрушительное поражение, получив 73 депутатских мандата из 230 возможных. Победу же одержала оппозиционная Социалистическая партия. Социалисты получили 119 мест в Ассамблее республики, что означает приобретения данной партией контрольного пакета акций парламента. Другими словами, социалисты могут, не входя в коалиции, самостоятельно формировать однопартийное правительство. Этим и займется в ближайшее время лидер социалистов Жозе Сократиш. На третьем месте по результатам состоявшихся выборов – коалиция коммунистов и партии зеленых . Ее будут представлять в парламенте 13 депутатов. Народная партия, партнер социал-демократов по коалиции, завоевала 12 мандатов. Левый блок – восемь. Обладатели остальных четырех мандатов определятся по итогам голосования на зарубежных избирательных участках, передает АР. Многие участники выборов вообще не сумели получить ни одного мандата (в Португалии к выборам допускаются политические партии, имеющие 5 тысяч членов и внесшие залог государству). Явка избирателей составила около 70 %. Социалисты – не новички в политике. Они уже выигрывали выборы, правда, с меньшим успехом в 1983, 1995, 1999 годах. Эта старейшая партия, основанная еще в 1875 году, была восстановлена в преддверии апрельской революции – в 1973 году. Их традиционные соперники – Социал-демократическая партия существенно моложе. Она возникла в 1974 году как партия леволиберальной направленности и сначала имела название Народно-демократическая партия. Нынешнее название партия избрала для себя в 1976 году. Теперь социалистов ждет не только распределение парламентских и правительственных портфелей, но весьма трудная работа по выполнению розданных избирателям обещаний. Безработица в Португалии составляет 6,8 %. Бюджетный дефицит – 5 %, что существенно превышает установленный Пактом о стабильности ЕС показатель (3 %). Так что народ Португалии отнюдь не считает, что он благоденствует, и, тем более, он, скорее всего, просто не ведает о том, что кто-то в России приводит экономику Португалии в качестве ориентира развития. В оформлении публикации |
Читайте: |
---|