Государственный строй Португалии, предусматривавшийся конституцией 1976, основывается на демократических принципах с элементами социализма.
Законодательный орган – однопалатный парламент (Ассамблея Республики), состоит из 250 депутатов, избираемых на всеобщих выборах на четырехлетний срок. Ассамблея принимает законы и утверждает бюджет. Исполнительная власть разделена между президентом и правительством во главе с премьер-министром. Президент избирается на всеобщих выборах сроком на пять лет и не может быть переизбран на третий срок. В число полномочий президента входят назначение и смещение премьер-министра и других министров, он может налагать вето на законопроекты, принятые парламентом. Правительство определяет политику страны, формирует бюджет и осуществляет контроль за государственным управлением.
С 1976 по 1982 при президенте существовал Государственный совет, который впоследствии был заменен тремя новыми органами: Конституционным судом, Консультативным государственным советом, возглавляемым президентом и укомплектованным политическими и общественными деятелями, и Верховным советом национальной обороны.
В 1989 был принят ряд поправок к конституции 1976: в качестве цели провозглашалось построение «свободного и справедливого общества, проявляющего заботу о ближних», вместо прежней формулировки – «построение бесклассового общества». Был внесен пункт, разрешающий продажу ранее национализированных компаний, и определен новый курс реформирования сельского хозяйства. Некоторые статьи конституции были пересмотрены в 1992.
В Португалии действует централизованная система управления. Континентальная часть страны подразделяется на 18 административных округов. Более мелкие административные единицы – муниципии и приходы.
Местное управление. Представительными организациями прихода являются ассамблея и жунта прихода. Ассамблея избирается всеми гражданами прихода. Жунта является исполнительным органом прихода и избирается тайным голосованием ассамблей из числа ее членов. Председателем жунты является гражданин, возглавляющий список кандидатов и получивший наибольшее количество голосов при выборах в ассамблею.
Муниципии управляются муниципальными ассамблеями и палатами. Муниципальные ассамблеи состоят из председателей жунт (исполнительных органов) приходов и по крайней мере такого же числа избранных депутатов. Муниципальная палата является исполнительным органом власти и возглавляется кандидатом от ведущей партии, получившей большинство голосов. Муниципии могут создавать ассоциации и федерации для решения экономических, общественных, культурных и других вопросов.
Представительными органами административных округов являются ассамблея и жунта округа. Ассамблея состоит из членов, избранных всеобщим прямым голосованием, и членов, выбранных коллегией выборщиков, состоящей из членов муниципальных ассамблей. Исполнительный коллегиальный орган, жунта, избирается тайным голосованием ассамблеей округа из числа ее членов. При жунте округа имеется представитель правительства.
Азорские о-ва и Мадейра пользуются самоуправлением и имеют статус автономных областей. Они также делятся на муниципии и приходы. Областные ассамблеи избираются на прямых всеобщих и тайных выборах в соответствии с принципом пропорционального представительства.
Политические партии
В настоящее время в Португалии действуют партии и организации, представляющие весь спектр политических и идейных сил.
Социал-демократическая партия (СДП) после выборов в марте 2002 стала крупнейшей в стране, завоевав 102 места в Ассамблее республики. СДП была создана в мае 1974 под именем Народно-демократической партии. Принятая в тот период программа носила центристский характер. Основной целью НДП провозглашалось построение «общества равных возможностей» и плюралистической демократии; членом партии мог стать всякий, кто выступал в поддержку «основных ценностей демократического и гуманного социализма». В октябре 1976 НДП была переименована в СДП.
Со временем СДП отказалась от своего «социал-демократического» облика. Под руководством своего генерального секретаря Франсишку са Карнейру партия все больше смещалась вправо и в настоящее время занимает позиции, аналогичные европейским либеральным партиям. Она выступает за преимущественное развитие частной инициативы.
После принятия демократической конституции в 1976 СДП возглавила правую оппозицию правительству социалистов. В 1979 под руководством СДП возник правоцентристский блок – Демократический альянс, в котором приняли участие также Социально-демократический центр (СДЦ), Народно-монархическая партия и др. Одержав победу на выборах в декабре 1979, альянс сформировал правительство во главе с лидером СДП Са Карнейру, который в декабре 1980 погиб в авиационной катастрофе. Согласно позднейшему парламентскому расследованию, причиной аварии явился террористический акт. До декабря 1982 страной управлял кабинет во главе с новым лидером СДП Франсишку Пинту Балсемау. На смену ему пришла вначале коалиция СП и СДП, а с ноября 1985 – однопартийное правительство руководителя СДП Анибала Каваку Силва, продержавшееся у власти до октября 1995, вновь уступив место социалистам. В 2002 СДП вернулась к власти в коалиции с Народной партией (бывшим СДЦ). Она получила 40,1% голосов и 105 из 230 мест в Ассамблее республики.
Народная партия (до конца 1990-х называлась Социально-демократический центр) основана в июле 1974 как организация христианско-демократической направленности. Согласно своей первой программе (1975), СДЦ являлся «центристской партией, выступающей за ротацию партий в правительстве». В своей деятельности он намеревался руководствоваться «исключительно христианским духом», стремлением обеспечить «свободу и безопасность португальских граждан». В экономической области партия выступила за приоритетное развитие «планируемой частной инициативы», «поддерживаемой и контролируемой государством». СДЦ считался наиболее правой из крупных партий страны, что не помешало ему в 1978 войти в коалицию с социалистами. Это правительство продержалось недолго, и СДЦ, возглавляемый Диогу Фрейташем ду Амаралом, стал младшим партнером СДП по Демократическому альянсу и в 1980–1985 участвовал в правоцентристских кабинетах. В 2002 партия, преобразованная в 1990-х в Народную партию, вела избирательную кампанию под лозунгами «твердой руки» и призывала предпринять решительные меры по ограничению иммиграции. Получив 8,8% голосов и 14 мест в Ассамблее республики, Народная партия вошла в коалиционное правительство во главе с СДП.
Социалистическая партия образована в мае 1973 в эмиграции. Учредительный съезд партии состоялся в ФРГ при поддержке и помощи германской социал-демократии. СП продолжила традицию существовавшего с 1964 Португальского социалистического действия. В своей первой программе партия провозгласила своей целью «построение социализма» в условиях «политического и идеологического плюрализма». СП Португалии входит в Социалистический Интернационал.
В СП с самого начала действовали различные внутренние течения. Создатель и первый лидер партии Мариу Соариш принадлежал к «правому» крылу. Победив на первых парламентских выборах в соответствии с демократической конституцией в 1976, социалисты сформировали правительство во главе с Соаришем, которое сначала как кабинет меньшинства, а затем в коалиции с СДЦ, просуществовало до июля 1978. В декабре 1979 СП ушла в оппозицию и оставалась там до декабря 1982. В 1983–1985 Соариш возглавлял коалиционное правительство из представителей собственной партии и СДП. На выборах 1985 СП выступила с требованиями укрепления отношений с Европейским сообществом, досрочного пересмотра конституции 1976 (включая устранение положений о национализации ключевых отраслей экономики, а также пересмотр аграрной реформы и полномочий парламента), но потерпела тяжелое поражение. После этого она вновь оказалась в оппозиции. В 1995, победив на парламентских выборах СП возвратилась к управлению страной (правительство Антониу Гутерриша), которое продолжалось до 2002, когда она набрала лишь 37,9% голосов и уступила СДП. В настоящее время она имеет 96 мест в парламенте.
Португальская коммунистическая партия (ПКП) основана на учредительной конференции в марте 1921. В 1926–1974 действовала нелегально. В отличие от других крупных коммунистических партий западноевропейских стран, ПКП никогда не склонялась к «еврокоммунизму». Под руководством своего многолетнего генерального секретаря Алвару Куньяла она стремилась к сохранению тесных связей с КПСС. В период революции 1974–1975 португальские коммунисты несколько раз пытались добиться преобладающего влияния в обществе, но это им не удалось. С 1976 ПКП ориентировалась, в первую очередь, на защиту революционных положений конституции 1976, национализации ряда отраслей экономики и аграрной реформы. Под руководством партии был создан блок «Союз за единство народа», в который вошли также Зеленые и небольшая левая организация «Португальское демократическое движение». В 1987 союз был преобразован в Коалицию за демократическое единство (с участием коммунистов, зеленых и Ассоциации демократического действия). Однако влияние коммунистов постепенно падало: если в 1980-х они собирали вместе с союзниками от 12 до 19% голосов, то в 1990-х их поддержка упала до 9%. На выборах 2002 блок ПКП и зеленых потерпел крупное поражение: он набрал всего 7% голосов, утратив 5 из 17 мест в Ассамблее республики. Коалиция лишилась статуса третьей политической силы страны (уступив НП). После отставки Куньяла в 1992 в ПКП стали усиливаться внутренние разногласия. К 2002 около 500 видных членов, включая большинство депутатов от ПКП, потребовали созвать чрезвычайный съезд и вступить в блок с социалистами. Но руководство сохраняется в руках сторонников «жесткой линии».
Левый блок (ЛБ) – коалиция ряда леворадикальных организаций. Блок возник накануне всеобщих выборов 1999 в попытке реорганизовать раздробленный лагерь португальских ультралевых, популярных в 1970-х, но затем утративших влияние. В ЛБ вошли троцкистская Революционная социалистическая партия (председатель – Франсишку Лоуса), бывший маоистский Народно-демократический союз (генеральный секретарь – Луиш Фазенда), небольшая левая группировка «Политика XXI» (председатель – Мигел Порташ), отколовшаяся от ПКП, а также независимые левые. В 1999 ЛБ собрал 2,5% голосов и провел 2 депутатов в Ассамблею республики, впервые за долгие годы нарушив монополию четырех основных политических сил на парламентское представительство. На выборы 2002 блок шел под лозунгами проведения социальных реформ в области образования и здравоохранения, борьбы с наркоманией, налоговой системы, административной сферы и права на аборты. ЛБ удалось получить 2,8% голосов и увеличить свое представительство в Ассамблее до 3 депутатов.
Наследниками некогда мощного анархистского движения в Португалии являются португальские секции Федерации анархистов Иберии и Международной ассоциации трудящихся (анархо-синдикалистского Интернационала).
Судебная система. При режиме Салазара свобода печати и право на объединения, собрания, протесты или забастовки были строго ограничены. В конституции 1976 эти ограничения были сняты. Положение о неприкосновенности личности было введено как в гражданские, так и в военные законы. Система уголовного права организована на общегосударственном уровне под управлением министерства юстиции по 217 судебным округам. Для ряда дел обвинение или защита вправе требовать суда присяжных заседателей. В Португалии суды независимы и подчиняются только закону. Совершенно независимо существует Конституционный суд. Высшим органом в иерархии судов является Верховный суд. Кроме того, в систему судов входят суды общей юрисдикции первой и второй инстанций, Верховный административный суд и другие административные и фискальные суды, Счетная палата, военные трибуналы, морские суды, арбитражные суды.
Вооруженные силы. Режим Салазара – Каэтану постоянно наращивал военную мощь Португалии. При Каэтану на вооруженные силы направлялось почти 2/5 от общей суммы государственных расходов. После революции 1974 в связи с ликвидацией колониальной системы отпала необходимость в большой армии. В 1990 в армии служили 44 тыс. человек, на флоте – 16 тыс. человек. Военно-воздушные силы насчитывали ок. 15 тыс. человек персонала.
Внешняя политика. Португалия с давних пор имела особенно тесные отношения с Англией. Эта традиция берет начало с торгового договора, подписанного в 1373. В 1386 обе страны подписали в Виндзоре договор о взаимном сотрудничестве, а тесные экономические связи были закреплены Метуэнским договором 1703. Британская поддержка помогла Португалии отстаивать свою независимость после 1640 и сохранить значительную часть своей заморской империи. Однако этот старинный союз не повлиял на португальскую политику нейтралитета во Второй мировой войне, хотя Великобритании и США были предоставлены базы на Азорских о-вах. Впоследствии американская военно-воздушная база в Лажише перешла в распоряжение НАТО, к которой Португалия присоединилась в 1949.
Из-за вето СССР в Совете безопасности ООН Португалию не принимали в эту организацию вплоть до 1955. С 1960 по 1986 Португалия состояла членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).
Португальские колонии в 1970 занимали площадь свыше 2 млн. кв. км. Самыми большими из них были Ангола и Мозамбик в Африке. В Азии Португалия владела колониями Макао на юго-востоке Китая и Восточный Тимор в Малайском архипелаге. В 1974–1975 все африканские колонии стали независимыми.
После ликвидации португальской колониальной системы в Африке были восстановлены отношения с СССР, странами Восточной Европы и многими странами Африки и Азии.
Отношения с Индонезией обострились после того, как она в 1975 оккупировала Восточный Тимор и стали известны факты жестокого обращения с жителями этой бывшей португальской колонии. В 1999 Индонезия под давлением общественности вывела свои войска из Восточного Тимора.
В соответствии с соглашением 1987, управление португальской колонией Аомынь (Макао) должно было перейти к Китаю в декабре 1999.
В конце 1970-х годов укрепились связи Португалии с НАТО. 1 января 1986 Португалия вошла в состав Европейского сообщества (ЕС). Португалия входит в союз португалоязычных стран, который включает также Бразилию и бывшие португальские колонии – Анголу, Мозамбик, Гвинею-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Кабо-Верде.
|