СИМВОЛИКА ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ В АРХИТЕКТУРЕ ПОРТУГАЛИИ |
О стране - Культура, религия, традиции |
В работе впервые прослеживаются особенности португальской архитектуры в связи с тамплиерской символикой. Освобождение земель Португалии от мусульманского владычества (12-13 вв.) стало возможным благодаря мощной поддержки рыцарей Храма. То, что церкви освобожденных городов, по тамплиерским же законам, подчинялись непосредственно папе римскому, а не местным епископам, сыграло впоследствии решающую роль в признании святейшим престолом независимости Португальского графства от могущественных правителей Кастилии и Арагона. А затем и признание португальской провинции суверенным королевством. Португальская епархия тамплиеров процветала. Несмотря на позднейшие обвинения военно-монашеского ордена в стяжательстве, совершенно очевидно, что огромные средства тамплиерами вкладывались по назначению – в строительство многочисленных замков и крепостей на границах христианского мира. Воюющая с маврами Португалия именно таковой и была. Так, под патронажем тамплиеров оказались основанные ими замки Кардига, Фоз, Помбал, Алмурол, Иданья, Монсанту (все XII в.). В 1162 году друг и соратник первого короля независимой страны Афонсу Энрикиша, четвертый Великий магистр местной епархии ордена Храма Гуалдин Паиш (Gualdim Pais) основал для солдат Храма крепость и монастырь Христа в Томаре. Крепость получает статус города и становится фактической столицей тамплиерской Португалии. Старейший фрагмент монастырского комплекса из дошедших до нас ранних построек, – сложенная из золотистого известняка строгая, похожая на крепостную, стена монастыря и его центральная часть на вершине горы – Шарола, известная также как Ротонда тамплиеров. Она представляет собой высокую шестнадцатигранную башню, разделенную выступами контрфорсов, с окнами-бойницами. Форма алтаря повторяет в плане сорокаметровую в диаметре кувуклию Храма Гроба Господня в Иерусалиме, для защиты которого и был основан орден. Но также напоминает и формы Куббат-аз-Сахра на месте храма Соломона. При Энрике Мореплавателе строительство в Томаре продолжилось. Постройки подчеркивали первоначальный план города в форме креста, концы которого обращены к четырем частям света. После разгрома ордена французским королем Филиппом IV Красивым и папой Климентом V тамплиеров в Португалии не преследовали. Архиепископ Лиссабонский очистил рыцарей Храма от всяких подозрений, и лишь по настоянию папы орден был формально упразднен. Однако с 1319 года король Диниш I учредил в своем государстве Орден Христа, таким образом, сохранив все имущество и привилегии за Орденом Храма, и фактически возвратив ему первоначальное имя. Более того, великими магистрами продолжали избираться члены королевского дома. В свою очередь рыцари Христа оказали огромное влияние на развитие страны. Ибо кроме военной мощи и самой совершенной для своего времени финансовой системы приемники тамплиеров были известны активной созидательной деятельностью. Одной из самых главных страстей короля-рыцаря Мануэла I 1 Счастливого, во время правления которого произошло в полном смысле «окрытие мира», было строительство. В архитектурном декоре построек воплотились новые картины мира, его разнообразнейшие образы, которые так впечатляли португальских воинов и мореплавателей. В дальнейшем эта особенность португальского зодчества получила название по имени короля-рыцаря – «мануэлину». Не смотря на экспансию новых мотивов в португальской архитектуре легко обнаруживается влияние тамплиерской символики и изобразительной лексики. И в планировке (октогональная Капелаш Имперфейташ монастыря Санта-Мария да Витория в Баталье), и в пластическом декоре (инсигнии рыцарей Христа в армиллярных сферах, восьмиугольные кресты его герба и др. фрагменты в декоре центральных памятников мануэлину, таких как: собор монастыря Сан Жеронимуш, Торе де Белем в Лиссабоне2, зал капитула на западной стороне Шаролы в Томаре и многие другие). Обязательное включение в собрание элементов декора восьмиконечного креста (обозначение не только идеи христианства, но и ордена Христа как олицетворения мессианства) и герба Мануэла I – перетянутой пятью поясами, как параллелями, сферы, с «накинутой» на манер портупеи объединяющей объем диагональю (по сути армиллярной сферы) становится «логотипом» стиля, «времени и места действия». Орден Христа был окончательно распущен правительственным указом 1834 года. Однако тамплиерские инсигнии возникают в декоре зданий в рамках исторического романтизма в 19 в. и в связи с масонской символикой (дворец-отель Бусаку, дворец Пена, Кинту дела Ригальера). |
Читайте: |
---|